Путешественница и графоман (nat_ka) wrote,
Путешественница и графоман
nat_ka

Categories:

Саламанка, часть 2

49.69 КБ

Пласа Майор (Plaza Mayor)

Испанцы, наверное, как ни одна нация в мире, были подвержены зависимости от разного рода зрелищ (подозреваю, что это свойство характера сохранилось и по сей день): шествия, фестивали, корриды…даже из аутодафе они умудрились сделать шоу.

«… Испания наша без памяти любила жечь на кострах еретиков и ведьм, иудействующих и чернокнижников. Аутодафе собирали тысячные толпы зрителей, среди которых были и аристократы, и плебеи … могли почтить его своим присутствием и коронованные особы, сидевшие на почетных местах. … пиршество … начали готовить дня за два до назначенного срока: на Пласа Майор поднялась большая строительная суета, и плотники под началом десятников стали возводить здоровенный, футов на пятьдесят, помост, окруженный ступенчатым амфитеатром, затянутым материей, завешанным коврами и драпировками. Даже ко дню бракосочетания их величеств не украшали площадь с таким размахом и рвением: все прилегающие к ней улицы перекрыли, чтобы кареты и всадники не создавали сутолоки; для королевской фамилии предусмотрели места под балдахином. Поскольку длительная церемония грозила затянуться на весь день, устроители озаботились возведением навесов, под которыми горожане могли перекусить, освежиться и выпить прохладительного. Столь велики были ожидания, что на свете в тот день ничто не могло сравниться с вожделенным билетом, дававшим право смотреть на казнь из окна, и многие уплатили очень приличные деньги алькальду Дома и Двора за то, чтобы устроиться поудобней и там, откуда все как на ладони. Входили в число этих многих знатнейшие вельможи, придворные кавалеры, высшие сановники, послы, включая и папского легата: нунция его святейшества даже fumata bianca (белый дымок, сигнал избрания конклавом нового Папы) не заставила бы отказаться от такого зрелища, как коррида, канъяс и, само собой разумеется, поджаривание грешников».

Артуро Перес-Реверте «Чистая кровь»




Саламанка, часть 1, часть 2, часть 3, часть 4

Именно по этой причине большинство испанских главных площадей, сохранившихся со средневековья, выглядит именно как огромная сцена, на которой разыгрывались вышеуказанные «спектакли». Пласа Майор Саламанки была построена по приказу Филиппа V в благодарность за поддержку его как претендента на престол в войне за Испанское наследство, и выглядит она почти как мадридская тезка – особая милость короля. До 1729 г., когда началось строительство, здесь было грязное и бестолковое пространство – ситуация, привычная для рыночной площади у местной церкви Святого Мартина, на которой с утра до ночи толкутся торговцы со всей округи, где процветает подпольный игорный бизнес, а по ночам происходят драки и поножовщина. Разговоры в городском совете о том, что кто-то надо с этим делать, велись долго и упорно, но как водится, нужен был повод, чтобы резко изменить действительность. Каковым стало щедрое предложение короля построить за счет казны площадь, подобную мадридской.

Городской совет выигрывал от этого многое: во-первых, рассадник преступности и всяческой заразы сменялся величественной площадью, гораздо более приличествующей облику города, и все это – за счет казны! Во-вторых, благодаря тому, что на первых этажах зданий, замкнутых в каре, были сделаны аркадные галереи, там появилась возможность выгодно сдавать места под лавки и мастерские, что обеспечивало городу постоянный доход. В-третьих, город получал прекрасно оборудованное место для спектаклей и аутодафе, и при этом перемещаться можно было как раз по галерее – как людям, так и животным. Положительно, решение поддержать будущего короля было прозорливым…

55.83 КБ

В 1729 г. за проект берется Альберто де Чурригера (Alberto de Churriguera), один из архитекторов, стоявших у истоков платереско, и благодаря кому Саламанка стала столицей этого уникального стиля. Между 1735 и 1750 годами строительные работы прерываются по причине тяжбы муниципалитета города с бывшими жителями площади Сан-Мартин, которых оттуда выселили. История умалчивает, что в итоге в качестве отступного получили горожане, но в 1750 г. за работу принимается Andrés García de Quiñones и заканчивает строительство через 5 лет. Примерно до 1869 г. площадь была примерно такой же, как и в наши дни, в упомянутом же году посреди площади возводят восьмиугольный фонтан, вокруг которого разбили садик. Так площадь выглядела до 1954 года, пока мэр Саламанки Карлос Гутиеррес де Себальос (Carlos Gutiérrez de Ceballos) не решил вернуть городу прежний облик, что и было выполнено.

Здания на квадратной площади выполнены в едином стиле, имеют одинаковую высоту, кроме выдающегося в плане отделки и высоты здания муниципалитета (это единственное, к слову сказать, здание на барочной площади, где имеются элементы французского рококо с его характерной «волнистостью»). Еще одна некоторая несоразмерность – арки, выходящие на улицы, идущие от Пласа Майор, расположены в зданиях несимметрично – рисунок городских улиц менять не стали, и «прорубили» арки там, где улочки вливаются в площадь. Здание мэрии венчают фигуры четырех добродетелей: благоразумия, правосудия, крепости и умеренности. По бокам, на краю крыши, ряд статуй продолжают символы сельского хозяйства, торговли, промышленности и астрономии. Каждый год, 15 августа на фасаде мэрии ставят высочкую мачту с испанским флагом и фигурой быка (она называется «Mariseca») – начинается сезон корриды….

76.13 КБ

Кроме муниципалитета, выделяется так называемый Королевский павильон, украшенный в верхней части бюстом Святого Фернандо, покровителя испанской монархии, в медальонах ниже размещены изображения короля Филиппа V и его супруги, доньи Исабель де Фарнесио (Isabel de Farnesio). Если присмотреться, то на всей площади над арками в медальонах размещены испанские монархи, а кроме того - первооткрытватели, святые (Тереса Авильская, к примеру), писатели (Сервантес), ученые (Луис де Леон)…

По соседству с Пласа Майор расположена романская церковь San Martin, некогда давшая имя площади-предтече. Возвели ее в XII веке реконкистадоры, отвовевавшие Саламанку от мавров. Над т.н. епископской дверью – резное изображение легенды о Святом Мартине, поделившемся с нищим куском плаща. Сейчас церковь зажата между подступающими к Пласа Майор домиками, но стеной и окошком/дверью одной из капелл с каменной резьбой можно полюбоваться – сбоку.

106.04 КБ

Турбюро расположено на Пласа Майор у выхода на улицу Calle Prior – там охотно дают карту города и расписание работы музеев.


Восточная часть Саламанки: от рыночной площади до церкви и монастыря Сан-Эстебан

Взятие города было решено совершать по часовой стрелке, а посему с Пласа Майор мы вышли на Пласа дель Меркадо и мимо здания рынка и епископского дворца по улице Королевы (la Reina) вышли к церквушке Санта-Юлалия (Santa Eulalia), с чертами романского стиля, то есть представляющей определнную ценность, но отчего-то не помеченной на карте. Воистину, только в таком богатом архитектурой городе, как Саламанка, возможно пренебречь некоторыми, не столь существенными, объектами, как какая-то церковь XII-XIII века… Здесь же стоит готическая башня Torre del Aire (XV век), напоминающая итальянские башни того же времени. Окошки по примыкающему к ней дому средневекового вельможи рассыпаны по всему фасаду довольно хаотично и украшены каменной резьбой над оконными проемами тоже вразнобой, но особенно умилили беленькие занавесочки на самом большом окошке.

100.71 КБ

Напротив, через оживленную Гран Виа, на площади Конституции, стоит административное здание в форме буквы «П». Примечательно оно галереей верхнего этажа, украшенной резными проемами, и некоторыми резными же элементами фасада. Здание построено из характерного золотистого местного камня, поэтому хорошо вписывается в облик Саламанки, и, на мой взгляд, это перестроенный дворец одного из местных вельмож…

107.38 КБ

В нескольких минутах пешком от площади Конституции расположена церковь Святого Духа (Sancti Spiritus), причудливо сочетающая в себе лучшие черты готики и платереско: характерыне готические шпили покрыты такой искусной резьбой, что кажутся мохнатыми А резной портал может похвастаться причудливо переплетенными фигурками – то ли святых, то ли греческих философов. Внутри – ребристый сводчатый потолок и красивый барочный алтарь.

70.45 КБ

80.89 КБ

На соседней площади Сан-Кристобал нас встретила суровая громада одноименной романской церкви, увы – закрытой и судя по всему, не функционирующей. На площади стоит памятник, изображающий великана, держащего на плече ребенка. Великан отчего-то с белым лицом – то ли так было задумано, то ли шалость местного студенчества. Памятник смутно что-то напоминал… ну конечно! Это Святой Кристофер, легендарный покровитель Риги! Если вы бывали в Риге, то должны были видеть в большой стеклянной витрине на набережной Даугавы близ Рижского замка цветную фигурку с веслом. Про основание Риги даже имеется красивая городская легенда о том, как когда-то на месте, где сейчас стоит Рига, жил перевозчик через реку по имени Кристофер. Однажды ночью он спас и приютил заблудившегося ребенка, а утром обнаружил у себя в хижине золото, на которое и было заложено первое здание в Риге. Интересно, каким ветром святого занесло в Саламанку…. На площади же стоит бывшая часовня Милосердия – приземистая, вросшая в землю, но с красивым резным порталом.

Далее на нашем пути еще одна интересная площадь: театр Бретон под открытым небом, с левой стороны к которому примыкает двухъярусная аркадная галерея.

97.15 КБ

Первый ярус изрядно попорчен граффити, равно как и окружающие площадь дома и стоящее неподалеку единственное увиденное нами в этой поездке по Испании здание, покрытое сграффито (не путать с граффити!)

97.67 КБ

Еще площадь, на этот раз – Святой Клары с одноименным монастырем, фасад которого явно с примесью барокко. Через пару улиц – святилище Святого Томаса, та самая почитаемая церковь, в которую Мария Храбрая принесла отрубленные головы убийц своих сыновей (см. история города). Первая романская церковь города посвящена Святому Томасу Бекету, архиепископу Кентерберийскому, погибшему от рук рыцарей короля Генриха, ставшему сразу после смерти святым мучеником.

«…Весть о страшном злодеянии, подобно огненному смерчу, прошла по всему христианскому миру, от Дублина до Иерусалима и от Толедо до Осло. Папа объявил всеобщий траур. Вся континентальная половина империи короля Генриха была отлучена от Церкви, что означало закрытие всех церквей и запрещение проводить службу. В Англии люди теперь совершали паломничество в Кентербери, который стал такой же святыней, как Сантьяго де Компостелла. Здесь постоянно происходили чудеса. Вода, смешанная с кровью мученика, обрывки его мантии, которая была на нем в день убийства, исцеляли не только тех, кто приходил поклониться праху Томаса в Кентербери, но и оказывали свое чудотворное действие по всей стране.

…Со дня убийства архиепископа Томаса прошло уже три с половиной года. За это короткое время мистический культ Бекета распространился по всему миру. Филип не мог даже предположить, начало какому движению он положил тогда, возглавив небольшую процессию с горящими свечами по улицам Кентербери. Папа немедленно объявил Томаса святым. На земле обетованной образовался новый орден монахов рыцарей, получивший название Рыцари святого Томаса. Король Генрих не смог противостоять такому мощному народному движению.

…Коренастый человек с большой головой шел к городу сквозь пелену дождя. Он был босой и без головного убора. Позади него на небольшом расстоянии двигалась группа всадников.
Человеком этим был король Генрих….»

Кен Фолетт «Столпы земли»


78.15 КБ

Через дорогу от церкви Сан-Томе стоит колледж рыцарей Ордена Калатравы, основанный в XVI веке, когда Университет Саламанки был на пике славы, и отстроенный в стиле барокко в 1717 г. Хоакином де Чурригерой (Joaquín de Churriguera).

104.58 КБ

Справка. Калатрава – религиозно-политический орден, основанный в 1158 г., упразднен в 1838 г. Во главе ордена стоял сам король. На принадлежность к ордену указывал вышитый на одежде крест определенной формы – со стилизованным изображением распустившихся лилий или готической буквы "М" (в честь девы Марии).


Монастырь и церковь Сан Эстебан (Convento de San Esteban)

126.83 КБ

Громада монастыря с потрясающим фасадом – гимном платереско - поражает воображение! Глаза разбегаются от обилия резьбы, ее причудливости, и от осознания того, что все это – камень. Построили монастырь монахи-доминиканцы, прибывшие в Саламанку, привлеченные расцветом университета – большинство из них стали его преподавателями. Первый доминиканский монастырь San Juan el Blanco был основан в 1225 г., увы – слишком близко к коварной реке Тормес. Паводки и наводнения постоянно подтопляли церковь, и, наконец, в 1256 г. повредили ее так, что епископ Саламанки, дон Педро Перес, принял решение – предоставить доминиканцам церковь Сан-Эстебан, чтобы они основали монастырь там.

До 1524 г. монастырь был скромным, готическим, в упомянутом году все снесли, чтобы построить нечто, олицетворяющее славу ордена. Инициатором строительства выступил епископ Кордовы: Хуан Альварес Толедо (Juan Álvarez de Toledo), главным архитектором был назначен Хуан де Алава (Juan de Álava), эстафету мастера-строителя подхватили сам Родриго Хиль де Онтаньон (Rodrigo Gil de Hontañón) и Диего де Сальседо (Diego de Salcedo). Стройка длилась 86 лет и была завершена в 1610 г.

60.99 КБ

С монастырем тесно связана история будущих Великих географических открытий: с монахами-доминиканцами дружил тутошний студиозус Христофор Колумб, который в одной из палат монастыря (Sala Profundis) впервые высказал крамольную мысль о том, что можно достигнуть Индий, если плыть на запад, через Атлантику. Монахи эту светлую мысль поддержали, ходатайствовали перед католическими королями за будущего великого мореплавателя, и устроили ему встречу с королевской четой в Алькале де Энарес. И именно здесь провел последний день Колумб перед тем, как отплыть в Америку. Из помещений, которые стоит посетить, отмечу еще Пантеон Богословов.

Внутри однонефной (характерной для доминиканских храмов) церкви – простор, не такой, конечно, как в ватиканском Сан-Пьетро, но впечатляющий, украшенный барочным алтарем работы Хосе де Чурригера (José de Churrigera) и изображениями святых Эстебана (Стефана), Франсиско, Доминика (у изображения святого Доминика стоит собака с факелом в пасти, символизирующая верность ордена доминиканцев святому покровителю. В центре алтаря помещена одна из последних картин Клаудио Коэльо на тему мученичества святого Стефана (его забили камнями).

83.72 КБ

83.66 КБ

Ну а теперь можно выйти и насладиться фасадом церкви во всей красе. Рассматривать его запросто можно час, задравши голову, не меньше – проверено. Все богатство резьбы сосредоточено в большой полукруглой арке, которая поделена композиционно на 3 горизонтальных части. На двух нижних помещены изображения святых, особо почитаемых доминиканцами: святой Гиацинт, Бедедикт, Педро Тельмо, Катарина Сиенская, Доминик и Франсиск. Во втором ярусе тоже в полукруглой арке изображена сцена избиения камнями святого Стефана работы Хуана Антонио де Серони (Juan Antonio de Ceroni, 1610),

80.23 КБ

на верхнем ярусе – изображение Голгофы этого же мастера. У ног Христа – Мария и Иоанн, в медальонах над головой Христа – изображения святых Петра и Павла.

85.45 КБ

Двуъярусная галерея Клаустро-де-лос-Рейес (Двор королей), расположенная справа от главного фасада церкви, и оттого на его фоне не очень привлекающая внимание, выполнена также в стиле платереско - с колоннами, капители которых украшены головами библейских пророков (1591). Она напоминает флорентийские лоджии дворцов…

Теперь это здание занимает факультет теологии доминиканского ордена.

Продолжение следует...

108.44 КБ

116.12 КБ

Испания, январь 2007
Мадрид, часть 1, часть 2, часть 3, часть 4
Толедо, часть 1, часть 2, часть 3, часть 4
Саламанка, часть 1, часть 2, часть 3, часть 4
Авила, часть 1, часть 2, часть 3
Сеговия, часть 1, часть 2, часть 3
Вальядолид
Гвадалахара
Куэнка
Эскориал
Аранхуэс
Алькала-де-Энарес
Чинчон
Кольменар-де-Ореха

***

Забавные памятники Мадрида
Мадридские небоскребы
Кастильские панорамы
Испанское платереско


Виза
Опыт получения испанской визы

Транспорт
Железные дороги Испании + дополнения по Андалусии
Автобусы в Испании - немного из личного опыта


Отели
Вопросы по бронированию отелей
Письмо в отель на испанском
Январь 2007 - Мадрид
Мадрид, Vincci Soho 4*

Полезная информация
Испанская шпаргалка
Книги об Испании
Про билеты в Альгамбру

Шопинг
La Roca Village, как там !? Каталонское утлетное Эльдорадо
Стоковые магазины в Европе
Такс-фри: общие правила и частности


Рассказы друзей
Испанское путешествие. Ч.1. Мадрид и окрест
Испанское путешествие. Ч.2. Андалузия
Испанское путешествие. Ч.3. Эстремадура и Кастилия Ла Манча
Дорога к небесам. Монтсеррат


Tags: Испания, Испания. Кастилия и Леон, путешествия, фотографии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments