Путешественница и графоман (nat_ka) wrote,
Путешественница и графоман
nat_ka

Categories:

Вкус Бельгии: Ипр (Ypres, Ieper)








Железные дороги Бельгии

Старинные открытки с изображением Ипра

Еще на этапе подготовки к поездке город Ипр ассоциировался у меня исключительно со смертоносным горчичным газом ипритом, самым первым успешно примененным оружием массового поражения, примененным немцами против союзников во время Первой мировой. На слишком многих картинках сайта города изображены были бесконечные кладбища и ряды солдатских могил, погибших под Ипром.



На месте все оказалось не совсем так - оказалось, что хотя память павших и чтят как нигде в Бельгии, городок вовсе не такой печальный, и очень красивый!

В средние века Ипр был одним из важнейших мануфактурных центров Фландрии, которая и сама по себе была центром производства тканей, продукцию из Ипра везли даже на ярмарки Новгорода. Отсюда – обеспеченное население, деньги, которые тратились и на архитектуру тоже. Удивительной красоты город, наверное, мог бы стать такой же туристической жемчужиной, как Гент и Брюгге, если бы не война - в 1918 году от Ипра, оказавшегося в воронке военного смерча (через город проходила линия фронта), осталось только несколько полуразрушенных стен среди огромной кучи обломков.







А ведь ни многочисленные осады города вражинами - королями Франции и герцогом Пармским, ни религиозные войны, бушевавшие на европейской территории в те времена, не нанесли городу такого ущерба… Воистину – чем совершеннее оружие, тем беззащитнее человек (и город)! Но бельгийцы нашли в себе силы и восстановили город по старым чертежам и рисункам – теперь это макет в натуральную величину. Но красоты - неимоверной.

Удивительные эти бельгийские города! Даже современная застройка (мы пока не говорим о мега-небоскребах Брюсселя, о них в свое время) выглядит так, как будто из нее сейчас выйдет рачительный бюргер и начнет поправлять покосившуюся изгородь. Наверное, внутри эти милые лепящиеся друг к дружке разноцветные домики с цветными фасадами начинены всякой техникой да современными прибамбасами, но сие нам неведомо, нам, туристам, главное, чтобы снаружи все выглядело аутентично и фотогенично.





Напротив вокзала – премилый цветущий скверик, отсюда до Старого города минут 5-7 пешком по милой малоэтажной улочке, по дороге проходим мимо готической церкви Святого Николая. Ух и досталось ей! Построенная в XII веке, она была разрушена в 1566 и 1794 годах, а также в XIX веке. Но выглядит как старинная. Ну почти:)

Гроте Маркт и Суконные ряды

такими были Ряды до бомбардировки


такими - после


май 2006 г.




Еще метров 500, и невольно вырывается восхищенное восклицание – здание Суконных рядов тут такое пышное и величественное, что затмевает вообще все вокруг! Представьте себе огромное здание, занимающее практически полплощади, фасад длиной 125 м и башню Белфорт высотой 70 м с 49 колоколами, и все сплошь изукрашенное в готическом стиле. Да еще с многочисленными разноцветными игрушечными кошками, прикрепленными таким образом, что кажется, что по фасаду они носятся, нагло мяукая.



Тут требуются некоторые пояснения. Дело в том, что в Ипре примерно с X века существует милый средневековый обычай – бросание кошек с колокольни. Процесс этот носит название Каттестут и, вероятно, когда-то был частью образцово-показательных процессов над ведьмами. Ведьм, понятное дело, с тех пор меньше не стало, инквизиция свернула свою работу до лучших времен (кои, я надеюсь, никогда боле не наступят), а кошек теперь бросают игрушечных – исключительно на потеху туристам. Но не каждый год – кошек не напасесси – а раз в три года, в первое воскресенье мая. В этом году бросание было 7 мая, сталбыть, в следующий раз – в 2009 году.



Несмотря на то, что все чудесное здание – новострой, дата первоначальной постройки внушает уважение – 1260 год! Москва еще малюсенькая деревушка, затерянная в лесах, а тут строятся готические высотки. Фасад украшен статуями – копиями старинных работ, к ним прибавлены еще изображения бельгийского короля Альберта и его жены королевы Элизабет, которые открыли церемонию начала восстановительных работ в 1934 году. Кусочки старых стен, переживших бомбежку, и остатки статуй с фасада можно увидеть, если заглянуть во внутренний дворик за Суконными рядами.





Интересный кадр может получиться, если снять Суконные ряды вместе с малюсеньким их макетом, что стоит тут же, на площади. Местные юные художники рисуют площадь и Ряды, усевшись стройными рядами на каменных лавочках, а то и прямо на дороге. В этом же здании расположен музей войны (ясное дело, Первой мировой), и турбюро. Очень продвинутое помещение: всякие цифровые табло, терминалы с информацией. Сравнимое по оснащенности турбюро мы увидели только в Турне.

Вообще-то на площади имеется не только это здание. Есть тут и Ратуша XVII века (справа),



и кафедральный собор века XIII (из-за Рядов скромно выглядывает его шпиль), и ряды средневековых домиков – здания гильдий – все, как положено.





Кафедральный собор Святого Мартина

Как и весь центр города, собор XIII века погиб во время войны, был восстановлен перед Второй мировой, причем для реконструкции использовались материалы собора прежнего. В соборе находится гробница местного епископа Корнелиуса Янсена, он же Янсениус, широко известного в узких кругах еретика.



За собором на солнечной лужайке стоит изумительной тонкости работы резной кельтский крест – ирландцам, погибшим здесь; чуть дальше в сторону дороги - остатки монастыря XV века. А еще вокруг много-много памятных знаков солдатам Первой мировой…



Ворота Менин

Границы заштрихованы красным;
странной зигзагообразной линией
бегут они сверху вниз. Кельн - Ахен,
вот и тонкие черные нити железных дорог...
Гербесталь, Льеж, Брюссель, Лилль.
Я становлюсь на цыпочки... Рубе... Аррас, Остенде.
А где же Кеммель? Он вовсе и не обозначен...
Но вот Лангемарк, Ипр, Биксшоте, Стаден...
Какие они крохотные на карте, малюсенькие точки,
тихие, малюсенькие точки...
А как там гремело небо и сотрясалась земля
тридцать первого июля при попытке большого прорыва,
когда мы за один день потеряли всех наших офицеров...
Эрих Мария Ремарк «Возвращение»




От Гроте маркт виднеется белый массив триумфальной арки – это ворота Менен, посвященные англичанам, павшим в Первой мировой войне на полях сражения под Ипром. (Название «Менен» - английская версия старого названия города, который по-голландски именовался Menen). Построены они были на месте средневековых городских ворот в 20-е годы прошлого столетия. Внутри ворот на арочных мраморных сводах выбиты имена пропавших без вести – бесконечные скорбные списки (54.896 солдат из Великобритании и колоний). Кругом красные цветы, венки, у некоторых имен прикреплены розетки из алых ленточек – сюда приезжают родственники погибших со всего мира, чтобы почтить память героев… Каждый вечер в 8 часов пожарники Ипра исполняют в честь павших героев печальную мелодию.



В военной истории сражения, которые проходили здесь, носят названия «Первое сражение при Ипре» и «Второе сражение при Ипре». Вот что об этом пишет Джон Киган в книге «Первая мировая война»: «Первое сражение при Ипре завершило маневренную борьбу на Западном фронте в 1914 году. За время ведения боевых действий обе стороны понесли большие потери. Наиболее значительные - французская армия. За четыре месяца ожесточенных боев французы потеряли убитыми, ранеными, попавшими в плен и пропавшими без вести 510 000 солдат и офицеров, в том числе в августе – 160 000, в сентябре – 200 000, в октябре – 80 000, в ноябре — 70 000. В 1914 году мужское население Франции насчитывало 20 млн человек, в том числе 10 млн военнообязанных. Немногим меньше были потери немецкой армии. Немцы потеряли убитыми 241 000 солдат и офицеров, из них 99 000 в возрасте двадцати — двадцати четырех лет. (В 1914 году мужское население Германии составляло 32 млн человек). Бельгийская армия потеряла убитыми 30 000 солдат и офицеров. (В 1914 году в Бельгии насчитывалось 1 800 000 человек, годных к военной службе). Английская экспедиционная армия потеряла убитыми, ранеными, попавшими в плен и пропавшими без вести половину своего состава — 80 000 человек».

Для любителей военной истории текст книги полностью.



Наверху ворот, если подняться изнутри, установлена большая металлическая мемориальная таблица – диспозиция войск перед сражением, страны-участницы Первой мировой с указанием числа погибших и раненых, и какой это составило процент от числа жителей страны. Почему-то не упомянута Россия…хотя кто, кроме русских, сможет в полной мере оценить масштаб потерь и жертвы войны?....

Вверху еще можно увидеть и остатки городской стены, до сих пор мощной, и красивую реку с плакучими ивами. Когда смотришь на эту идиллическую картинку, кажется очень странным, что такая мирная местность стала местом кровопролитнейших сражений, где погиб без малого миллион людей…

Когда мы, осмотрев Старый город Ипра, брели на вокзал, меня не отпускала одна мысль - ну почему так же не восстановят Старый город в Калининграде? И место хорошее, историческое, не на пустом месте придется строить, и оффшорная зона, и к Европе близко… А то смотреть на то, что там осталось, очень грустно…







***

Полезное по Бельгии: визы, транспорт, музеи, города, курорты, ссылки
Как добраться от аэропорта до города: Брюссель
Железные дороги Бельгии

Рассказ и фото из поездки в Бельгию в апреле-мае 2006 года

Здесь изложены впечатления и безаппеляционные мнения о Бельгии. Адрес для вызовов на дуэль и высылания перчаток будет сообщён дополнительно

Города сгруппированы так, как они посещались - по дням

Люксембург

Брюгге (Brugge, Bruges), часть 1, часть 2
Остенде (Oostende, Ostende)

Гент (Gent, Gand) , часть 1, часть 2
Верне (Veurne, Furnes)

Антверпен (Antwerpen, Anvers), часть 1 , часть 2
Лир (Lier, Lierre)

Брюссель (Bruxelles, Brussel), часть 1, часть 2, часть 3, часть 4

Хасселт (Hasselt)
Тонгерен (Tongeren, Tongres)
Лёвен (Leuven, Louvain), часть 1 и часть 2

Забавные памятники Бельгии
Tags: Бельгия, путешествия, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments